Восстановление шпоночных пазов на валу

15.11.2022

Повреждение шпоночного паза выражается в износе, а также смятии шпонки, разработке шпоночного паза. При сильном износе поверхности или смятии рекомендуется установить новые элементы.

Ремонт шпоночного паза возможен путем наварки грани с дальнейшим фрезерованием. Во время выполнения этих работ обязательно выдерживают его стандартизированный размер.

Еще один вариант восстановления шпоночных пазов – их расширение и углубление, полное устранение следов износа и изготовление к ним ступенчатой шпонки. Такой способ нельзя назвать оптимальным, так как он не обеспечивает качественного соединения. Именно поэтому к данному методу прибегают в исключительных случаях.

Если на чертеже отсутствуют указания относительно фиксированного положения шпоночного паза, возможно изготовление нового элемента на другом месте, при этом заделка старого не потребуется. Фрезерование выполняется параллельно старому пазу в диаметральной плоскости, расположенной относительно паза под углом 90, 135 и 180 градусов.

Слишком изношенные шпонки не подлежат ремонту, то есть восстановлению. Взамен изготавливают новые. Чтобы они плотно сопрягались с боковыми поверхностями пазов соединяемых деталей, осуществляют подгонку. Это правило не распространяется на клиновые шпонки: по ним ударяют молотком, чтобы загнать в паз, и таким образом обеспечивают их заклинивание по высоте. Клиновую шпонку забивают таким образом, чтобы в случае ее ослабления можно было осаживать ее. Между головкой шпонки и торцом детали нужно оставить расстояние, равное высоте шпонки.

При работе с призматическими шпонками их можно вынимать из пазов без повреждения. Чтобы добиться этого, в средней части шпонки делают резьбовое отверстие, куда вкручивают винт. После того, как этот винт упрется концом в вал, его продолжают вращать. Благодаря этому шпонка выходит из паза.

Во время подгонки и сборки призматических шпонок стоит сделать специальный скос, а с обратной стороны – соответствующую пометку. Это действие облегчит дальнейшее извлечение шпонки из паза с помощью молотка и выколотки.

Технические требования к шпоночным соединениям

Все элементы шпоночного соединения необходимо проверить на соответствие установленным требованиям:

  • правильность формы и габаритов шпонки и пазов вала и ступицы по всей длине;
  • отсутствие дефектов (заусенцев, забоин) на рабочих поверхностях элементов;
  • параллельное расположение осей шпонки и вала или отверстия ступицы;
  • симметричность боковых поверхностей пазов вала и ступицы относительно диаметральной плоскости;
  • тщательность пригонки рабочих поверхностей шпонки и пазов;
  • наличие зазоров по высоте (актуально для призматических и сегментных шпонок) и по ширине (для клиновых).

Для контроля вала со шпоночным пазом используется специальный проходной калибр, который представляет собой призму с выступом-шпонкой. Ее длина равна длине шпоночного паза либо шпоночного сопряжения. Комплект непроходных калибров используется для поэлементного контроля. В него входят непроходной калибр-скоба, предназначенный для контроля размеров центрирующей поверхности вала, и шаблоны для поэлементного контроля ширины и глубины шпоночного паза.

Вам нужен ремонт электродвигателя?
Оставьте заявку и получите высококачественный ремонт от профессиональных мастеров. Консультация бесплатно!
Наши контакты
150510, Ярославская область, Ярославский район, д. Кузнечиха, ул. Индустриальная 7а (промзона)
Работаем с 8:00 до 17:00
Пишите нам: yarstroi@gmail.com