Как проверить работоспособность двигателя постоянного тока

10.01.2023

Двигатель постоянного тока имеет определенную структуру. Он состоит из стационарной и вращающейся деталей – статора и ротора. Ротор, который также иногда называют якорем, при вращении контактирует со статором. Ротор расположен внутри статора практически во всех видах двигателей.

Якорь выполняет всю механическую работу. Вращательное движение зависит от других механизмов двигателя, о которых в этой статье не будет идти речь.

В конструкции статора предусмотрена статорная обмотка. Ток, проходя через нее, способствует формированию вращающегося магнитного поля, которое взаимодействует с полем статора. В результате возникает вращающийся момент, являющийся основой для выполнения механической работы. Повышение КПД и снижение количества потерь возможны при установке якоря на подшипниках.

Проверка двигателя выражается в разных формах: визуальный осмотр, использование измерительных приборов для определения величины зазоров, контроль вращения якоря.

При подготовке к проверке нужно принимать во внимание конструктивные особенности того или иного двигателя. Электрический мотор подключают к сети с напряжением 220 или 380 В. Важно учитывать обратимость двигателя – характеристику, которая указывает на выработку электрического тока при вращении ротора.

Проверка электромотора

Прежде всего, нужно понять, исправен ли агрегат, подлежащий проверке. Он исправен, если обладает такими характеристиками:

  • отсутствует люфт подшипников;
  • смазка в достаточном количестве и нормальном состоянии;
  • зазоры между ротором и статором не превышают допустимые пределы;
  • щетки и ламели коллекторной системы не изношены либо их износ незначителен;
  • кабель питания полностью исправен;
  • отсутствует запах горелого.

Стандартный визуальный осмотр позволит убедиться, что прибор исправен в механическом плане.

Если требуется разобрать конструкцию, то делать это нужно предельно аккуратно, чтобы не допустить механических повреждений. Для этого рекомендуется использовать специальные инструменты.

В ходе ревизии нужно обращать особое внимание на такие детали:

  • участки обрывов обмотки, наличие коротких замыканий в них на роторе или статоре;
  • пробои в изоляции корпуса;
  • работоспособность конденсатора.

Схема ревизии двигателя на предмет исправности не слишком отличается для разных типов устройств, поэтому является практически идентичной.

Состояние обмоток статора в двигателе постоянного тока

Двигатель указанного типа называют коллекторным. Проверить его исправность можно с помощью мультиметра. Делают это по следующему алгоритму:

  1. Мультиметр переводят в режим измерения сопротивления (Ом).
  2. Щупы устройства парами прикладывают к ламелям коллекторной системы. Если с двигателем все в порядке, показания будут одинаковыми.
  3. Щуп прикладывают к ротору и коллектору одновременно. Если двигатель рабочий, его сопротивление будет бесконечно высоким.
  4. Один щуп прикладывают к статору, другой – к выводам двигателя. При низких значениях показаний подозревают разрывы обмоток.
Вам нужен ремонт электродвигателя?
Оставьте заявку и получите высококачественный ремонт от профессиональных мастеров. Консультация бесплатно!
Наши контакты
150510, Ярославская область, Ярославский район, д. Кузнечиха, ул. Индустриальная 7а (промзона)
Работаем с 8:00 до 17:00
Пишите нам: yarstroi@gmail.com