Типы обмоток электродвигателей
09.03.2021
Обмотка электродвигателя – это проволока из алюминия, бронзы или меди, расположенная в пазах и соединенная на концах заворачивающимися кольцами. Ее задача – преобразование электрической энергии в механическую. В обмотке образуется электроток, который, взаимодействуя с магнитным полем, создает электромагнитные силы.

Основные типы
Различают такие виды обмотки электродвигателя:
-
Трехфазные. Их используют в статорах трехфазных синхронных и асинхронных машин, а также в роторах асинхронных электрических двигателей с контактными кольцами.
-
Однофазные. Такой тип обмотки применяют в статорах асинхронных однофазных двигателей с короткозамкнутым ротором.
Также различают следующие виды обмоток:
-
для якорей коллекторных двигателей однофазного переменного и постоянного тока;
-
короткозамкнутые, для роторов асинхронных электродвигателей;
-
возбуждения коллекторных и синхронных электрических двигателей.

В зависимости от способа производства, а также конструктивных особенностей, различают 3 типа обмоток:
-
Всыпные. Они применяются в низковольтных машинах (до 100 кВт). Обмотка бывает одно- и двухслойной, в зависимости от мощности. Мягкие катушки наматываются на шаблоне из крупного медного или алюминиевого провода перед непосредственной укладкой в пазы. Обмотки такого типа всыпаются по одному проводнику в полузакрытые пазы сердечников через узкие шлицы.
-
Шаблонные (жесткие). Обмотка электродвигателя такого типа состоит из круглых или прямоугольных проводов. При производстве проводники изолируются общей изоляцией. Обмотку укладывают в открытые либо полуоткрытые пазы. Ее применяют для статоров мощностью более 100 кВт, а также фазных роторов с мощностью от 10 до 100 кВт.
-
Стержневые. Их изготавливают из отдельных стержней, которые называют полусекциями. Такие элементы соединяют между собой с помощью хомутиков, а затем пропаивают. Описанное соединение соответствует головке в катушечной обмотке. Их используют в роторных машинах, двигатели которых имеют высокую мощность (более 100 кВт).
В маломощных машинах постоянного тока (не более 10 кВт) используют всыпные якорные обмотки. Якоря более мощных двигателей требуют одно- или многовитковых катушек с жесткой обмоткой. Электродвигатели с высокими показателями производительности оснащаются стержневыми обмотками, для которых характерна значительная механическая и электрическая прочность. Кроме того, стержневой тип обмотки обладает дополнительной витковой изоляцией.
В каждом конкретном случае наиболее подходящий тип обмотки определяется специалистом. Это залог полноценной работы электродвигателя или трансформатора.